История компании Rolls-Royce начинается 1 мая 1904 года, после того как в фешенебельном ресторане г. Манчестера «Мидленд», «Мидленд-Отеля», произошла встреча двух джентльменов. Встретились 40 летний Фредерик Генри Ройс (1863-1933), сын мельника, талантливый механик-самоучка, предприниматель и владелец компании в Манчестере «Ройс ЛТД», выпускающей электрокраны и динамо-машины и Чарльз Стюарт Роллс (1877-1910), спортсмен, аристократ и наследник многомиллионного состояния, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный автомобилями и аэропланами, который в 1902 году открыл торговлю импортируемыми в Великобританию французскими автомобилями.
Вскоре после этой знаменательной встречи, во время которой они обсудили планы создания нового автомобиля, джентльмены подписали договор о создании компании Rolls-Royce. С самого начала в основу философии новой компании её создатели заложили изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества.
А предыстория этой знаковой для британского автомобилестроения встречи такова: Приобретенная Ройсом в 1904 году двухцилиндровая модель французской марки «Decauville» не смогла полностью удовлетворить запросы своего владельца, хотя относилась не к худшим автомобилям своего времени и Ройс мечтал разработать свою собственную — «автомобиль выше всякой критики». Кстати компания «Decauville» существовала с 1897 по 1911 год. Ее первая модель, вдохновившая Ройса на создание собственных моделей, «Вуатюрет» выпускалась с двумя двигателями мощностью 1,5 л.с., которые изготавливались компаниями «Дикси» в Германии и «Маршан» в Италии по лицензии.
Генри Ройс, который хотел к тому же разнообразить продукцию своего предприятия, уже к 1904 году выпустил несколько автомобилей на своем предприятии — три экземпляра нового автомобиля (как утверждает журнал «За рулем» в 1903 г.), с двухцилиндровым двигателем и мощностью двигателя 10 л.с.. И хотя в этих автомобилях не было ничего особенного, все они были выполнены очень тщательно и с чрезвычайной точностью, соответствуя высоким стандартам качества, которые Ройс научился ценить во время своей учебы на Большой Нортонской железной дороге. Первые модели Royce, начиная с апреля 1904 года — это, насколько было возможно для двухцилиндровых двигателей, солидные, тихие и без вибраций автомобили, отличавшиеся хорошей маневренностью и большим сроком службы. Одним из важных достоинств автомобилей «Ройс» являлось то, что двигатели его машин могли очень быстро набрать 1000 оборотов в минуту, что для большинства автомобилей того времени требовало значительных регулировок карбюратора, всасывающих воздушных систем, зажигания для того, чтобы добиться лишь незначительных изменений числа оборотов двигателя. Ройсу действительно удалось создать автомобиль, который значительно превосходил его «Decauville» и вскоре всюду заговорили об его успехе…
Один из первых Rolls-Royce 10 HP
С 1904-1906 год новая компания Rolls-Royce LTD выпускает несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS — небольшие двухцилиндровые машины, а так же автомобили с трехцилиндровыми (было выпущено только 6 таких автомобилей) и четырехцилиндровыми моторами, с «шестеркой», состоящей из двух блоков — по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый «Легалимит». Новые автомобили «люкс» быстро завоевали успех на рынке. Их хорошая репутация возросла победам в автогонках. Первой смогла добиться триумфа в авторалли «Турист Трофи» в 1906 году легкая четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20 PS (водитель Ч.С. Роллс) с мощностью двигателя 20 л.с. За ним последовал новый рекорд в авторалли «Монте-Карло — Лондон», а так же победы в США, включая «Сильвер Трофи» в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе «Ройс — Прототип», которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров.
Рождение легенды
Но подлинное рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу» (другой источник: указывает на автомобильную выставку в Париже 1906 г.) когда компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под заводским номером 60551 . Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажи 40/50 HP начались в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод Rolls-Royce не производил кузовов, они изготовлялись кузовными мастерскими по заказу самого клиента — порождая огромное количество вариантов Rolls-Royce с единым шасси. Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J.Mulliner, Gurney Nutting, Windover (London), James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas, и др. Это была немалая цена: в те годы за 800 фунтов стерлингов можно было купить солидный «Кроссли-40НР», а простенький «Воксхолл-6НР» обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси, у именитых мастерских недостатка не было.
Вскоре этой машине дали необычное имя — «Silver Ghost» (Серебряный Дух). По легенде, которыми окружена знаменитая компания, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Как говорит легенда — самый громкий звук в салоне — тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых «Silver Ghost» других часов не было. Сделанный Генри Ройсом шестицилиндровый 7 литровый мотор для новой модели благодаря тщательности проработки и изготовления деталей, хорошо уравновешенному коленчатому валу (диаметр его подшипников увеличили вдвое по сравнению с прошлыми моторами) двигатель работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили так же редкую в те годы систему смазки под давлением. Автомобиль обладал мощной рамой из высококачественной стали, а мосты подвесили на длинных полуэллиптических рессорах (на ранних 40/50 НР сзади, помимо продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) — они придали редкую плавность хода. А его тринадцатый экземпляр (1907 года) создан при участии фирмы Barker («Баркер»), которая и снабдила шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасила корпус в серебряный цвет (посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки). Модель могла развивать скорость до 150 км/ч — показатель недоступный для многих спортивных моделей того времени.
«Silver Ghost«, стал, едва ли не самым известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона — секретаря королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги «Silver Ghost» — сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью — вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Небольшие серии модели получали названия «Лондон-Эдинбург» (в честь автопробега в 1911), «Альпийский орел» (Alpine Eagle; в честь альпийского ралли 1913 года, для Индии выпускался «Колониал» (Colonial). На шасси последней модели во время Первой мировой войны для британских вооруженных сил выпускались броневики «Континентал» (Continental) .
Модель оказалась настолько удачной, что ни постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси не снижало спрос на них. Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского «Silver Ghost» стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го построили 1703 автомобиля. В Великобритании «Фантом» сменил «Призрака» годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси. «Silver Ghost» верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х на «вечные» шасси «Серебряного Духа» просто ставили новые модные кузова.
Эмблема компании Rolls-Royce, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году (другой источник: 1933 год) их стали выполнять черными — якобы потому, что почти все эмблемы в это время были черно-белыми. По другой версии изменение произошло в знак траура после смерти Ройса в 1933 году. А некоторые источники ссылаются и на то, что большинство кузовов Rolls-Royce того времени окрашивались в модные оттенки бордовых тонов и красные буквы эмблемы были не видны на фоне кузовов и именно поэтому компания изменила их цвет.
Дух Восторга
Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей Rolls-Royce является «Дух Восторга». В 1909 году один из Rolls-Royce приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Именно он составил первый учебник вождения, и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Кузов для машины лорда изготовило ателье «Баркер». Им был четырехместный фаэтон. Но, чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 г. своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман. Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество-фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии, волею провидения спустившуюся на капот Rolls-Royce и там застывшую, чтобы передать дух автомобиля — разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли «вульгарности, фривольности и ража», как в символах черных котов или полисменов, водружаемых многими владельцами Rolls-Royce на крышки радиаторов. Первоначально официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании Rolls-Royce, и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» (Дух Восторга или Дух Вдохновения). И немногим известно, что прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью — Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен Сайкс. К сожалению, для Элеоноры Торнтон она недолго могла гордиться тем, что стала прообразом талисмана Rolls-Royce — она погибла во время Первой мировой войны на корабле, торпедированном немецкой подводной лодкой. «Летящая леди», как скоро стали называть талисман, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля, сделанном в Британии. Поначалу ее делали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали отличного качества, но по специальному заказу было выпущено несколько фигурок из чистого серебра и даже золота. Существовало несколько модификаций фигурки; одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась в 1934 году. «Летящая леди» по сей день является символом фирмы Rolls-Royce.
Эпоха Ройса
В том же 1907 году компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби и вскоре создала там станцию технического обслуживания, чтобы можно было оказывать техническую помощь покупателям даже на дому. Кроме того была открыта также автошкола Rolls-Royce по подготовке водителей.
Уже с 1908 года компания прекращает выпуск моделей на основе Royce-Prototip и выпускает только одну модель Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, но начинает заниматься так же производством и летательных аппаратов.
В 1910 году с одним из таких летательных аппаратов произошла катастрофа, в которой в возрасте 33 лет погиб Чарльз Роллс. Двукрылый самолет упал всего лишь с высоты семи метров и разбился. Воздушный спорт увлекал его, Роллса, не меньше, чем автомобильный, и Чарльз стал первым англичанином, который перелетел Ла-Манш, и, увы, первым англичанином, который разбился на самолете во время показательных выступлений.
После гибели в авиационной катастрофе своего друга и партнера, Генри Ройс наладил производство авиационных двигателей высочайшего качества и надежности. А в войну компания увеличила производство авиадвигателей и основала собственную авиакомпанию.
Но все-таки Ройс, навсегда связал свою жизнь с автомобилями. Он всегда изобретал что-то новое, постоянно стремился к совершенству. «Я — механик», — отвечал он, когда его спрашивали о профессии: Ройс прекрасно знал все технологические операции на своем заводе, и, если что-то вызывало недовольство, он часто сам показывал, как надо работать. Незадолго до смерти за выдающиеся заслуги перед Великобританией он был удостоен титулом барона. Тем не менее компания Rolls-Royce всегда отличалась некоторым консерватизмом и осторожным отношениям к новшествам. Так, например, несмотря на то, что другие компании уже с 1914 года применяли электрический запуск двигателя, Rolls-Royce установил его на свои модели в только 1919 году.
Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика сформулированная Ройсом остается актуальной и сегодня: «качество остается, когда о цене уже давно забыли».
Традиционно компания Rolls-Royce не указывала мощность двигателей своих автомобилей, характеризуя её как «достаточную». Эта традиция сохранялась вплоть до появления модели Silver Seraph и установки на Rolls-Royce двигателей BMW. В 1922 компания Rolls-Royce выпускает и небольшой автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,1 литра, имевший хороший сбыт и по числу продаж обогнавший престижные модели. Линию великолепных престижных машин вслед за Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost продолжил Rolls-Royce Phantom I с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхними клапанами. В 1929 появляется модель Rolls-Royce Phantom II с двигателем, который был на 20% мощнее своего предшественника. Он представлял собой моноблок, соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач и, самое главное, с новым шасси, освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор.
Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году Rolls-Royce даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение — компанию Bentley, имеющую устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка Bentley сохраняется до настоящего времени. Она стала основой для выпущенной после Второй мировой войны модели с цельнометаллическим штампованным кузовом Bentley MK VI, которая, в свою очередь, послужила прототипом модели Bentley Continental, широко рекламировавшейся в свое время. Начиная с 1949 классические автомобили класса «люкс» получают пронизанные духом ностальгии названия Silver Wraith, Silver Dawn, Silver Cloud, которую в свою очередь в 1965 сменил Rolls-Royce Silver Shadow. Phantom V и Phantom VI производился на базе того же шасси, что и Silver Cloud. В 1982 был выпущен Rolls-Royce Silver Spirit, оснащенный двигателем V8, как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей Cadillac.
На службе Её Величества
Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 г. для личного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами «Дэймлер», а Rolls-Royce.
В общей сложности у сиятельной четы пять автомобилей марки Rolls-Royce: Rolls-Royce Phantom-IV 1955 г., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. У этого автомобиля в крыше над задними сиденьями — сдвигающийся прозрачный люк с электроприводом. Для удобства входа и выхода задние двери шириной 965 мм навешены на задних петлях. Кроме того на радиаторе вместо стандартной фигурки «Духа Восторга» — статуэтка Святого Георгия на коне, поражающего дракона.
Два Rolls-Royce Phantom-V 1960 и 1961 гг., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. Один из Rolls-Royce Phantom V, с крышей, поднятой на 100 мм выше, чем у серийного образца, и прозрачной задней частью. (В багажнике хранится и стальная крыша, которой можно накрыть этот остекленный верх.)
B два Rolls-Royce Phantom-VI 1978 г., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. У всех машин солидная лонжеронная рама и кузова «лимузин» с подъемной стеклянной перегородкой позади переднего сиденья. Последние две модели оснащены гидроусилителем руля и гидромеханическими коробками передач.
Кризисы
Фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce Corniche, стало уже очень шатким, а 04 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долл. Но при этом компания была разделена на автомобильную компанию, входящую в Rolls-Royce Motor Holding — выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты и на Rolls-Royce Ltd — авиационное подразделение, по выпуску реактивных двигателей, которая с 1971 по 1987 находилась под управлением государства и приватизирована в 1987, после чего сменила название на Rolls-Royce Plc.
Военно-промышленный концерн «Виккерс» (Vickers) — штаб-квартира находится в г. Дерби), выполняющий заказы Министерства обороны Великобритании приобрел Rolls-Royce Motor Cars Limited за 38 млн. фунтов стерлингов в 1980 году, который очередной раз оказался на грани кризиса, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit.
Ранее, на ряде этапов своего существования, Rolls-Royce Ltd удачно сотрудничал с этой компанией — некогда наикрупнейшим в Великобритании синдикатом производителей военной техники: в 1919 году двигатель «Игл» поднял в небо самолет «Виккерс», чтобы впервые в мире пронести его над Атлантикой; двигателями «Мерлин» компании Rolls-Royce оснащались самолеты «Спитфайр»…
«Виккерс» сделал для Rolls-Royce, за время владения этой легендарной маркой, немало: вложив еще около 40 млн. фунтов стерлингов, провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. Будущая новинка 1998 года Rolls-Royce Silver Seraph, разрабатывавшееся с 1994 года как Р3000, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. На заводах в Кру был установлен так же настоящий конвейер, со скоростью движения 0,01 мили/час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce — автомобили изготавливаются вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря этим мерам более чем в двое — с 65 до 28 дней сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году, прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей марки Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила $45 млн., при обороте в $500 млн.
Однако положение не столь стабильно: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое, и тогда уж конкуренты не упустят своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов автомобилей. Поэтому оценивая продажу Rolls-Royce, победившему в борьбе за марку в 1998 году одному из немецких автогигантов его руководитель Грэхэм Моррис заявил в интервью берлинской газете «Вельт»: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Кроме того к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовало новых капиталовложений — по словам председателя правления «Виккерс», сэра Колина Чандлера более 200 млн. фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «…Мы сделали для Rolls-Royce все, что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться…»- сказал он.
Германская война во славу британского оружия
Осенью, в октябре, 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. Концерн «Виккерс» получил не одно заманчивое предложение. За контроль над легендарным Rolls-Royce бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и группа RRAG — патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном, организовавшиеся в начале 1998 года. Однако, за неделю до 24 марта 1998 года, когда истекал срок подачи заявок, из игры вышел немецкий концерн Daimler-Benz, который решил самостоятельно покорять высший свет с помощью своей будущей моделью Maybach.
Значительную сумму собрала RRAG, правда, эти господа вряд ли хорошо представляли, что делать с Rolls-Royce после покупки. В Британии реакция части общественности по поводу продажи Rolls-Royce оказалась не столь благожелательной. Англичане — противники продажи Rolls-Royce иностранцам начали шумную кампанию за отмену «сделки века». RRAG намеревавшаяся с помощью общественности выкупить у «Виккерса» знаменитую компанию, спася таким образом один из символов Соединенного Королевства «от поругания». По некоторым данным, RRAG к моменту совершения сделки собрала уже 340 миллионов фунтов стерлингов. Однако «Виккерс» отнесся к намерениям патриотически настроенной организации скептически. Представитель британского оборонного концерна заявил, что RRAG «…сильна только на словах. Факты говорят о том, что RRAG не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям…».
Концерн Volkswagen (с его историей можно ознакомиться здесь) обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями. А BMW (его история здесь)вначале предложила откровенно мизерную сумму. Полгода длились выборы претендента, наконец, 30 марта было объявлено, что Rolls-Royce продается немецкому концерну BMW за 340 млн. фунтов стерлингов (около 555 млн.долл). «Виккерс» подтвердил свое решение 27 апреля, а 7 мая вдруг сообщил, что меняет его в пользу земляка и главного конкурента BMW — концерна Volkswagen, предложившего 430 млн. фунтов (около 700 млн. дол.) — этому повороту на 180 градусов предшествовали закулисные переговоры с шефом Volkswagen Фердинандом Пихом.
Нелегко пришлось руководству баварского концерна BMW. Правда, последнее слово ещё должны были сказать акционеры концерна «Виккерс», но никто не сомневался в том, что сделка уже фактически заключена. Однако BMW не собирался сдаваться: и дело не только в джентльменском соглашении с сэром Колином: для новых моделей английских Rolls-Royce, BMW поставляет около 30% комплектующих. А под капотом Rolls-Royce Silver Seraph работает двигатель BMW V-12 объемом 5379 куб.см. Разумеется, это налаженное сотрудничество было бы немедленно прекращено, если бы Rolls-Royce ушел в чужие руки, что несомненно сказалось бы на решении акционеров. Тогда за несколько дней до решающего голосования, не привыкший проигрывать Фердинанд Пих сделал очередной эффектный ход: дочерняя структура Volkswagen — Audi — объявила о своей готовности приобрести за 360 млн. марок (200 млн. долл.) ещё одну принадлежащую концерну «Виккерс» компанию — Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы.
Это обещание, видимо, и стало последней песчинкой, которая перетянула чашу весов в пользу Volkswagen: в пятницу, 5-го июня, 99 процентов акционеров «Виккерса» высказались за продажу Rolls-Royce концерну Volkswagen. Однако приобретение Rolls-Royce — это еще только полдела. Rolls-Royce не приносит большой прибыли. Поэтому — помимо 1 млрд. 600 млн. марок (900 млн.долл-700 млн.долл. за Rolls-Royce и 200 млн.долл. за Cosworth Engineering) — ему предстоит ещё выделить гигантские средства на модернизацию устаревшего производства.
Немало денег проглотит и разработка нового мотора для Rolls-Royce на заводе Cosworth Engineering — ведь прежний поставщик моторов, BMW, осуществил угрозу и объявил о прекращении сотрудничества с фирмой Rolls-Royce, которую увели у него буквально из-под носа.
Несмотря на все эти грядущие расходы, акционеры Volkswagen в целом были довольны одержанной победой. Как завили в руководстве Volkswagen: «…Rolls-Royce — это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра — класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену…». Исключительный интерес, который представляло это приобретение для Volkswagen, объясняется тем, что модели представительского класса концерна Audi считаются классом ниже флагманов «Даймлер-Бенца» и BMW — основных конкурентов Volkswagen. Это естественно, ведь первоначально предприятие создавалось для производства дешевых малолитражек, и само его название Volkswagen переводится с немецкого как «народный автомобиль».
Но это еще не конец истории — у BMW был также козырный туз решивший дело: совместное предприятие с фирмой Rolls-Royce Plc, выпускающей авиационные двигатели: Компания «BMW Rolls-Royce», основанная в июле 1990 года. Капитал принадлежит BMW AG, Мюнхен (50,5%) и Rolls-Royce Plc, Лондон (49.5%).Штаб-квартира компании находится в Германии (г. Оберурзель) недалеко от Франкфурта-на-Майне.
На этом предприятии около 1900 рабочих и служащих компании «BMW Rolls-Royce» занимаются созданием, производством, продажей и обслуживанием эксплуатации современных турбореактивных двигателей семейства BR700. Инженерный центр разработки и сборки семейства двигателей BR700 недалеко от Берлина является одним из caмых современных в мире. Компания «BMW Rolls-Royce» занимается также разработкой и производством малоразмерных газовых турбин (BGY) и узлов других авиационных двигателей. Изготавливаемые ими авиадвигатели стоят на Боингах…
Rolls-Royce Plc в праве использовать торговую марку Rolls-Royce, а также в случае необходимости в состоянии и заблокировать решение о покупке Rolls-Royce Motor Cars любым зарубежным покупателем. За поддержку BMW обещала Rolls Royce Plc место одного из директоров.
Подведем итоги
Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение по которому «Фольксваген» приобрел заводы «Бентли» и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Поэтому «Фольксваген» сворачивает производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширяет производство «Бентли». BMW же начинает производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде. Там концерн BMW намерен построить «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce.
Согласно информации из штаб-квартиры BMW в Мюнхене, предприятие предполагается разместить в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс, где будет создано дополнительно 350 рабочих мест. Примечательно, что неподалеку отсюда, в городке Уэст-Уиттеринг, с 1917 по 1933 год жил и умер один из основателей «визитной карточки» английского автомобилестроения сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей Южная Англия обладает развитой инфраструктурой, и например, возможность привлечь персонал из яхт индустрии к привычной ручной работе.
Завод будет представлять собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посадят растения, это сделает завод совершенно неотличимым от окружающей местности, и приведет к минимальному вторжению в сельский ландшафт этого уголка «старой доброй Англии», Предполагается, что он будет производить не больше шума, чем обычный супермаркет.
По планам руководства, в день будет строиться максимум пять автомобилей, а в год — около тысячи. Клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок — идея конкурента «Фольксваген пригодилась и для BMW.
Этот ультрасовременный завод, как сообщала газета «Sun», обойдется немецкому концерну как минимум в 60 миллионов долларов, а более поздние источники называют еще большую сумму в 87 млн. долл. В полную силу завод заработает только к концу 2002 года, когда BMW окончательно получит права на марку Rolls-Royce.
Янв 11 2013
История компании Rolls-Royce
История компании Rolls-Royce начинается 1 мая 1904 года, после того как в фешенебельном ресторане г. Манчестера «Мидленд», «Мидленд-Отеля», произошла встреча двух джентльменов. Встретились 40 летний Фредерик Генри Ройс (1863-1933), сын мельника, талантливый механик-самоучка, предприниматель и владелец компании в Манчестере «Ройс ЛТД», выпускающей электрокраны и динамо-машины и Чарльз Стюарт Роллс (1877-1910), спортсмен, аристократ и наследник многомиллионного состояния, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный автомобилями и аэропланами, который в 1902 году открыл торговлю импортируемыми в Великобританию французскими автомобилями.
Вскоре после этой знаменательной встречи, во время которой они обсудили планы создания нового автомобиля, джентльмены подписали договор о создании компании Rolls-Royce. С самого начала в основу философии новой компании её создатели заложили изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества.
А предыстория этой знаковой для британского автомобилестроения встречи такова: Приобретенная Ройсом в 1904 году двухцилиндровая модель французской марки «Decauville» не смогла полностью удовлетворить запросы своего владельца, хотя относилась не к худшим автомобилям своего времени и Ройс мечтал разработать свою собственную — «автомобиль выше всякой критики». Кстати компания «Decauville» существовала с 1897 по 1911 год. Ее первая модель, вдохновившая Ройса на создание собственных моделей, «Вуатюрет» выпускалась с двумя двигателями мощностью 1,5 л.с., которые изготавливались компаниями «Дикси» в Германии и «Маршан» в Италии по лицензии.
Генри Ройс, который хотел к тому же разнообразить продукцию своего предприятия, уже к 1904 году выпустил несколько автомобилей на своем предприятии — три экземпляра нового автомобиля (как утверждает журнал «За рулем» в 1903 г.), с двухцилиндровым двигателем и мощностью двигателя 10 л.с.. И хотя в этих автомобилях не было ничего особенного, все они были выполнены очень тщательно и с чрезвычайной точностью, соответствуя высоким стандартам качества, которые Ройс научился ценить во время своей учебы на Большой Нортонской железной дороге. Первые модели Royce, начиная с апреля 1904 года — это, насколько было возможно для двухцилиндровых двигателей, солидные, тихие и без вибраций автомобили, отличавшиеся хорошей маневренностью и большим сроком службы. Одним из важных достоинств автомобилей «Ройс» являлось то, что двигатели его машин могли очень быстро набрать 1000 оборотов в минуту, что для большинства автомобилей того времени требовало значительных регулировок карбюратора, всасывающих воздушных систем, зажигания для того, чтобы добиться лишь незначительных изменений числа оборотов двигателя. Ройсу действительно удалось создать автомобиль, который значительно превосходил его «Decauville» и вскоре всюду заговорили об его успехе…
Один из первых Rolls-Royce 10 HP
С 1904-1906 год новая компания Rolls-Royce LTD выпускает несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS — небольшие двухцилиндровые машины, а так же автомобили с трехцилиндровыми (было выпущено только 6 таких автомобилей) и четырехцилиндровыми моторами, с «шестеркой», состоящей из двух блоков — по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый «Легалимит». Новые автомобили «люкс» быстро завоевали успех на рынке. Их хорошая репутация возросла победам в автогонках. Первой смогла добиться триумфа в авторалли «Турист Трофи» в 1906 году легкая четырехцилиндровая модель Rolls-Royce 20 PS (водитель Ч.С. Роллс) с мощностью двигателя 20 л.с. За ним последовал новый рекорд в авторалли «Монте-Карло — Лондон», а так же победы в США, включая «Сильвер Трофи» в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде. Все успехи были достигнуты автомобилями, разработанными на основе «Ройс — Прототип», которых до 1907 года было выпущено около 100 экземпляров.
Рождение легенды
Но подлинное рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу» (другой источник: указывает на автомобильную выставку в Париже 1906 г.) когда компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под заводским номером 60551 . Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажи 40/50 HP начались в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод Rolls-Royce не производил кузовов, они изготовлялись кузовными мастерскими по заказу самого клиента — порождая огромное количество вариантов Rolls-Royce с единым шасси. Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J.Mulliner, Gurney Nutting, Windover (London), James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas, и др. Это была немалая цена: в те годы за 800 фунтов стерлингов можно было купить солидный «Кроссли-40НР», а простенький «Воксхолл-6НР» обходился всего в 150 фунтов. Но в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси, у именитых мастерских недостатка не было.
Вскоре этой машине дали необычное имя — «Silver Ghost» (Серебряный Дух). По легенде, которыми окружена знаменитая компания, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Как говорит легенда — самый громкий звук в салоне — тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых «Silver Ghost» других часов не было. Сделанный Генри Ройсом шестицилиндровый 7 литровый мотор для новой модели благодаря тщательности проработки и изготовления деталей, хорошо уравновешенному коленчатому валу (диаметр его подшипников увеличили вдвое по сравнению с прошлыми моторами) двигатель работал поразительно тихо и мягко. Конструкторы применили так же редкую в те годы систему смазки под давлением. Автомобиль обладал мощной рамой из высококачественной стали, а мосты подвесили на длинных полуэллиптических рессорах (на ранних 40/50 НР сзади, помимо продольных, ставили дополнительную поперечную рессору) — они придали редкую плавность хода. А его тринадцатый экземпляр (1907 года) создан при участии фирмы Barker («Баркер»), которая и снабдила шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасила корпус в серебряный цвет (посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки). Модель могла развивать скорость до 150 км/ч — показатель недоступный для многих спортивных моделей того времени.
«Silver Ghost«, стал, едва ли не самым известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Самоуверенность компании раззадорила Клода Джонсона — секретаря королевского автоклуба и бывшего партнера Роллса. Он организовал большие испытательные пробеги «Silver Ghost» — сначала на 2000 миль (3200 км), затем на 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью — вышел из строя топливный краник. Джонсон скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов. На хороших участках автомобиль удавалось разогнать до 120 км/ч. Небольшие серии модели получали названия «Лондон-Эдинбург» (в честь автопробега в 1911), «Альпийский орел» (Alpine Eagle; в честь альпийского ралли 1913 года, для Индии выпускался «Колониал» (Colonial). На шасси последней модели во время Первой мировой войны для британских вооруженных сил выпускались броневики «Континентал» (Continental) .
Модель оказалась настолько удачной, что ни постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси не снижало спрос на них. Чтобы насытить заокеанский рынок, в 1921 году пришлось даже открыть филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского «Silver Ghost» стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926-го построили 1703 автомобиля. В Великобритании «Фантом» сменил «Призрака» годом раньше. На родине выпустили 6173 шасси. «Silver Ghost» верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х на «вечные» шасси «Серебряного Духа» просто ставили новые модные кузова.
Эмблема компании Rolls-Royce, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году (другой источник: 1933 год) их стали выполнять черными — якобы потому, что почти все эмблемы в это время были черно-белыми. По другой версии изменение произошло в знак траура после смерти Ройса в 1933 году. А некоторые источники ссылаются и на то, что большинство кузовов Rolls-Royce того времени окрашивались в модные оттенки бордовых тонов и красные буквы эмблемы были не видны на фоне кузовов и именно поэтому компания изменила их цвет.
Дух Восторга
Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей Rolls-Royce является «Дух Восторга». В 1909 году один из Rolls-Royce приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Именно он составил первый учебник вождения, и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Кузов для машины лорда изготовило ателье «Баркер». Им был четырехместный фаэтон. Но, чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 г. своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман. Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество-фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии, волею провидения спустившуюся на капот Rolls-Royce и там застывшую, чтобы передать дух автомобиля — разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли «вульгарности, фривольности и ража», как в символах черных котов или полисменов, водружаемых многими владельцами Rolls-Royce на крышки радиаторов. Первоначально официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании Rolls-Royce, и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» (Дух Восторга или Дух Вдохновения). И немногим известно, что прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью — Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен Сайкс. К сожалению, для Элеоноры Торнтон она недолго могла гордиться тем, что стала прообразом талисмана Rolls-Royce — она погибла во время Первой мировой войны на корабле, торпедированном немецкой подводной лодкой. «Летящая леди», как скоро стали называть талисман, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля, сделанном в Британии. Поначалу ее делали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали отличного качества, но по специальному заказу было выпущено несколько фигурок из чистого серебра и даже золота. Существовало несколько модификаций фигурки; одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась в 1934 году. «Летящая леди» по сей день является символом фирмы Rolls-Royce.
Эпоха Ройса
В том же 1907 году компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби и вскоре создала там станцию технического обслуживания, чтобы можно было оказывать техническую помощь покупателям даже на дому. Кроме того была открыта также автошкола Rolls-Royce по подготовке водителей.
Уже с 1908 года компания прекращает выпуск моделей на основе Royce-Prototip и выпускает только одну модель Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost, но начинает заниматься так же производством и летательных аппаратов.
В 1910 году с одним из таких летательных аппаратов произошла катастрофа, в которой в возрасте 33 лет погиб Чарльз Роллс. Двукрылый самолет упал всего лишь с высоты семи метров и разбился. Воздушный спорт увлекал его, Роллса, не меньше, чем автомобильный, и Чарльз стал первым англичанином, который перелетел Ла-Манш, и, увы, первым англичанином, который разбился на самолете во время показательных выступлений.
После гибели в авиационной катастрофе своего друга и партнера, Генри Ройс наладил производство авиационных двигателей высочайшего качества и надежности. А в войну компания увеличила производство авиадвигателей и основала собственную авиакомпанию.
Но все-таки Ройс, навсегда связал свою жизнь с автомобилями. Он всегда изобретал что-то новое, постоянно стремился к совершенству. «Я — механик», — отвечал он, когда его спрашивали о профессии: Ройс прекрасно знал все технологические операции на своем заводе, и, если что-то вызывало недовольство, он часто сам показывал, как надо работать. Незадолго до смерти за выдающиеся заслуги перед Великобританией он был удостоен титулом барона. Тем не менее компания Rolls-Royce всегда отличалась некоторым консерватизмом и осторожным отношениям к новшествам. Так, например, несмотря на то, что другие компании уже с 1914 года применяли электрический запуск двигателя, Rolls-Royce установил его на свои модели в только 1919 году.
Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика сформулированная Ройсом остается актуальной и сегодня: «качество остается, когда о цене уже давно забыли».
Традиционно компания Rolls-Royce не указывала мощность двигателей своих автомобилей, характеризуя её как «достаточную». Эта традиция сохранялась вплоть до появления модели Silver Seraph и установки на Rolls-Royce двигателей BMW. В 1922 компания Rolls-Royce выпускает и небольшой автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3,1 литра, имевший хороший сбыт и по числу продаж обогнавший престижные модели. Линию великолепных престижных машин вслед за Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost продолжил Rolls-Royce Phantom I с улучшенной приемистостью благодаря новому двигателю с верхними клапанами. В 1929 появляется модель Rolls-Royce Phantom II с двигателем, который был на 20% мощнее своего предшественника. Он представлял собой моноблок, соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач и, самое главное, с новым шасси, освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор.
Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году Rolls-Royce даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение — компанию Bentley, имеющую устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка Bentley сохраняется до настоящего времени. Она стала основой для выпущенной после Второй мировой войны модели с цельнометаллическим штампованным кузовом Bentley MK VI, которая, в свою очередь, послужила прототипом модели Bentley Continental, широко рекламировавшейся в свое время. Начиная с 1949 классические автомобили класса «люкс» получают пронизанные духом ностальгии названия Silver Wraith, Silver Dawn, Silver Cloud, которую в свою очередь в 1965 сменил Rolls-Royce Silver Shadow. Phantom V и Phantom VI производился на базе того же шасси, что и Silver Cloud. В 1982 был выпущен Rolls-Royce Silver Spirit, оснащенный двигателем V8, как считают специалисты, не без влияния представительских автомобилей Cadillac.
На службе Её Величества
Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 г. для личного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами «Дэймлер», а Rolls-Royce.
В общей сложности у сиятельной четы пять автомобилей марки Rolls-Royce: Rolls-Royce Phantom-IV 1955 г., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. У этого автомобиля в крыше над задними сиденьями — сдвигающийся прозрачный люк с электроприводом. Для удобства входа и выхода задние двери шириной 965 мм навешены на задних петлях. Кроме того на радиаторе вместо стандартной фигурки «Духа Восторга» — статуэтка Святого Георгия на коне, поражающего дракона.
Два Rolls-Royce Phantom-V 1960 и 1961 гг., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. Один из Rolls-Royce Phantom V, с крышей, поднятой на 100 мм выше, чем у серийного образца, и прозрачной задней частью. (В багажнике хранится и стальная крыша, которой можно накрыть этот остекленный верх.)
B два Rolls-Royce Phantom-VI 1978 г., с кузовом от Mulliner-Park-Ward. У всех машин солидная лонжеронная рама и кузова «лимузин» с подъемной стеклянной перегородкой позади переднего сиденья. Последние две модели оснащены гидроусилителем руля и гидромеханическими коробками передач.
Кризисы
Фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce Corniche, стало уже очень шатким, а 04 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долл. Но при этом компания была разделена на автомобильную компанию, входящую в Rolls-Royce Motor Holding — выпускала автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты и на Rolls-Royce Ltd — авиационное подразделение, по выпуску реактивных двигателей, которая с 1971 по 1987 находилась под управлением государства и приватизирована в 1987, после чего сменила название на Rolls-Royce Plc.
Военно-промышленный концерн «Виккерс» (Vickers) — штаб-квартира находится в г. Дерби), выполняющий заказы Министерства обороны Великобритании приобрел Rolls-Royce Motor Cars Limited за 38 млн. фунтов стерлингов в 1980 году, который очередной раз оказался на грани кризиса, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit.
Ранее, на ряде этапов своего существования, Rolls-Royce Ltd удачно сотрудничал с этой компанией — некогда наикрупнейшим в Великобритании синдикатом производителей военной техники: в 1919 году двигатель «Игл» поднял в небо самолет «Виккерс», чтобы впервые в мире пронести его над Атлантикой; двигателями «Мерлин» компании Rolls-Royce оснащались самолеты «Спитфайр»…
«Виккерс» сделал для Rolls-Royce, за время владения этой легендарной маркой, немало: вложив еще около 40 млн. фунтов стерлингов, провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. Будущая новинка 1998 года Rolls-Royce Silver Seraph, разрабатывавшееся с 1994 года как Р3000, проектировалась уже при помощи новейших компьютерных технологий. На заводах в Кру был установлен так же настоящий конвейер, со скоростью движения 0,01 мили/час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce — автомобили изготавливаются вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря этим мерам более чем в двое — с 65 до 28 дней сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году, прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей марки Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила $45 млн., при обороте в $500 млн.
Однако положение не столь стабильно: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое, и тогда уж конкуренты не упустят своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов автомобилей. Поэтому оценивая продажу Rolls-Royce, победившему в борьбе за марку в 1998 году одному из немецких автогигантов его руководитель Грэхэм Моррис заявил в интервью берлинской газете «Вельт»: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Кроме того к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовало новых капиталовложений — по словам председателя правления «Виккерс», сэра Колина Чандлера более 200 млн. фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «…Мы сделали для Rolls-Royce все, что могли. Мы спасли его, мы вернули ему «здоровье» и хорошую форму, но пришло время расстаться…»- сказал он.
Германская война во славу британского оружия
Осенью, в октябре, 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. Концерн «Виккерс» получил не одно заманчивое предложение. За контроль над легендарным Rolls-Royce бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и группа RRAG — патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном, организовавшиеся в начале 1998 года. Однако, за неделю до 24 марта 1998 года, когда истекал срок подачи заявок, из игры вышел немецкий концерн Daimler-Benz, который решил самостоятельно покорять высший свет с помощью своей будущей моделью Maybach.
Значительную сумму собрала RRAG, правда, эти господа вряд ли хорошо представляли, что делать с Rolls-Royce после покупки. В Британии реакция части общественности по поводу продажи Rolls-Royce оказалась не столь благожелательной. Англичане — противники продажи Rolls-Royce иностранцам начали шумную кампанию за отмену «сделки века». RRAG намеревавшаяся с помощью общественности выкупить у «Виккерса» знаменитую компанию, спася таким образом один из символов Соединенного Королевства «от поругания». По некоторым данным, RRAG к моменту совершения сделки собрала уже 340 миллионов фунтов стерлингов. Однако «Виккерс» отнесся к намерениям патриотически настроенной организации скептически. Представитель британского оборонного концерна заявил, что RRAG «…сильна только на словах. Факты говорят о том, что RRAG не удовлетворяет тем требованиям, которые были предъявлены к потенциальным покупателям…».
Концерн Volkswagen (с его историей можно ознакомиться здесь) обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями. А BMW (его история здесь)вначале предложила откровенно мизерную сумму. Полгода длились выборы претендента, наконец, 30 марта было объявлено, что Rolls-Royce продается немецкому концерну BMW за 340 млн. фунтов стерлингов (около 555 млн.долл). «Виккерс» подтвердил свое решение 27 апреля, а 7 мая вдруг сообщил, что меняет его в пользу земляка и главного конкурента BMW — концерна Volkswagen, предложившего 430 млн. фунтов (около 700 млн. дол.) — этому повороту на 180 градусов предшествовали закулисные переговоры с шефом Volkswagen Фердинандом Пихом.
Нелегко пришлось руководству баварского концерна BMW. Правда, последнее слово ещё должны были сказать акционеры концерна «Виккерс», но никто не сомневался в том, что сделка уже фактически заключена. Однако BMW не собирался сдаваться: и дело не только в джентльменском соглашении с сэром Колином: для новых моделей английских Rolls-Royce, BMW поставляет около 30% комплектующих. А под капотом Rolls-Royce Silver Seraph работает двигатель BMW V-12 объемом 5379 куб.см. Разумеется, это налаженное сотрудничество было бы немедленно прекращено, если бы Rolls-Royce ушел в чужие руки, что несомненно сказалось бы на решении акционеров. Тогда за несколько дней до решающего голосования, не привыкший проигрывать Фердинанд Пих сделал очередной эффектный ход: дочерняя структура Volkswagen — Audi — объявила о своей готовности приобрести за 360 млн. марок (200 млн. долл.) ещё одну принадлежащую концерну «Виккерс» компанию — Cosworth Engineering, выпускающую автомобильные моторы.
Это обещание, видимо, и стало последней песчинкой, которая перетянула чашу весов в пользу Volkswagen: в пятницу, 5-го июня, 99 процентов акционеров «Виккерса» высказались за продажу Rolls-Royce концерну Volkswagen. Однако приобретение Rolls-Royce — это еще только полдела. Rolls-Royce не приносит большой прибыли. Поэтому — помимо 1 млрд. 600 млн. марок (900 млн.долл-700 млн.долл. за Rolls-Royce и 200 млн.долл. за Cosworth Engineering) — ему предстоит ещё выделить гигантские средства на модернизацию устаревшего производства.
Немало денег проглотит и разработка нового мотора для Rolls-Royce на заводе Cosworth Engineering — ведь прежний поставщик моторов, BMW, осуществил угрозу и объявил о прекращении сотрудничества с фирмой Rolls-Royce, которую увели у него буквально из-под носа.
Несмотря на все эти грядущие расходы, акционеры Volkswagen в целом были довольны одержанной победой. Как завили в руководстве Volkswagen: «…Rolls-Royce — это престиж. К тому же, если Volkswagen занялся бы разработкой собственной модели экстра — класса, ему пришлось бы потратить еще много денег на то, чтобы сделать ее известной. Мне кажется, за Rolls-Royce мы заплатили приемлемую цену…». Исключительный интерес, который представляло это приобретение для Volkswagen, объясняется тем, что модели представительского класса концерна Audi считаются классом ниже флагманов «Даймлер-Бенца» и BMW — основных конкурентов Volkswagen. Это естественно, ведь первоначально предприятие создавалось для производства дешевых малолитражек, и само его название Volkswagen переводится с немецкого как «народный автомобиль».
Но это еще не конец истории — у BMW был также козырный туз решивший дело: совместное предприятие с фирмой Rolls-Royce Plc, выпускающей авиационные двигатели: Компания «BMW Rolls-Royce», основанная в июле 1990 года. Капитал принадлежит BMW AG, Мюнхен (50,5%) и Rolls-Royce Plc, Лондон (49.5%).Штаб-квартира компании находится в Германии (г. Оберурзель) недалеко от Франкфурта-на-Майне.
На этом предприятии около 1900 рабочих и служащих компании «BMW Rolls-Royce» занимаются созданием, производством, продажей и обслуживанием эксплуатации современных турбореактивных двигателей семейства BR700. Инженерный центр разработки и сборки семейства двигателей BR700 недалеко от Берлина является одним из caмых современных в мире. Компания «BMW Rolls-Royce» занимается также разработкой и производством малоразмерных газовых турбин (BGY) и узлов других авиационных двигателей. Изготавливаемые ими авиадвигатели стоят на Боингах…
Rolls-Royce Plc в праве использовать торговую марку Rolls-Royce, а также в случае необходимости в состоянии и заблокировать решение о покупке Rolls-Royce Motor Cars любым зарубежным покупателем. За поддержку BMW обещала Rolls Royce Plc место одного из директоров.
Подведем итоги
Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение по которому «Фольксваген» приобрел заводы «Бентли» и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Поэтому «Фольксваген» сворачивает производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширяет производство «Бентли». BMW же начинает производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде. Там концерн BMW намерен построить «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce.
Согласно информации из штаб-квартиры BMW в Мюнхене, предприятие предполагается разместить в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс, где будет создано дополнительно 350 рабочих мест. Примечательно, что неподалеку отсюда, в городке Уэст-Уиттеринг, с 1917 по 1933 год жил и умер один из основателей «визитной карточки» английского автомобилестроения сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей Южная Англия обладает развитой инфраструктурой, и например, возможность привлечь персонал из яхт индустрии к привычной ручной работе.
Завод будет представлять собой практически подземное сооружение с куполообразной крышей на площади в 30 акров, на которой посадят растения, это сделает завод совершенно неотличимым от окружающей местности, и приведет к минимальному вторжению в сельский ландшафт этого уголка «старой доброй Англии», Предполагается, что он будет производить не больше шума, чем обычный супермаркет.
По планам руководства, в день будет строиться максимум пять автомобилей, а в год — около тысячи. Клиенты смогут следить за всем процессом производства и сборки автомобилей из-за специальных стеклянных перегородок — идея конкурента «Фольксваген пригодилась и для BMW.
Этот ультрасовременный завод, как сообщала газета «Sun», обойдется немецкому концерну как минимум в 60 миллионов долларов, а более поздние источники называют еще большую сумму в 87 млн. долл. В полную силу завод заработает только к концу 2002 года, когда BMW окончательно получит права на марку Rolls-Royce.
By admin • Истории авто • 0 • Tags: Rolls-Royce, Истории авто