Словарь автомобильных терминов

  1. 4×2
    Формула колес у транспортного средства (ТС), обозначает что у ТС 4 колеса и 2 ведущих, т.е. на которые передается крутящий момент двигателя.
  2. 4×4
    Формула колес у транспортного средства (ТС), обозначает что у ТС 4 колеса и 4 ведущих, т.е. на которые передается крутящий момент двигателя
  3. ABS
    (Antiblockier System) Антиблокировочная система тормозов. Предотвращает блокировку колес при торможении автомобиля, что сохраняет его курсовую устойчивость и управляемость. В настоящее время применяется на большинстве современных автолей. Hаличие ABS позволяет нетренированному водителю не допускать блокировки колес.
  4. ACC
    (Active Cornering Control) Иногда — ACE, BCS, CATS. Автоматическая система стабилизации поперечного положения кузова на поворотах, а в некоторых случаях и изменяемого хода подвесок, главную роль в которой играют активные элементы подвески.
  5. AGS
    (Adaptive Getriebe-Steuerung) Самонастраивающаяся система автоматической коробки передач. «Индивидуальная» коробка передач. AGS в процессе движения выбирает самую подходящую для водителя передачу. Для распознавания стиля вождения постоянно оценивается работа педалью акселератора. «Ловятся» грань пробуксовки и момент привода, после чего передачи начинают работать по одной из заданных системой программ: «нормальная», «зимняя» и «горная/трогание с места». Кроме того, система AGS предотвращает излишние переключения, например, в пробках, на поворотах или спусках.
  6. ASC
    (Anti-Slip Control) Антипробуксовочная система или, как иногда ее называют, «трэкшн-контроль» (tracktion-control). Она же ASR (в автомобилях немецкого производства), а также DTS (Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC, TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Назначение системы — предотвратить срыв колес в скольжение, а также снизить силу динамических нагрузок на элементы трансмиссии на неоднородном дорожном покрытии. Ведущие колеса сначала подтормаживаются, затем, если этого недостаточно, уменьшается подача топливной смеси в двигатель и, следовательно, поступающая на колеса мощность.
  7. ATC
    (Automatic Traction Control) Автоматическое управление тягой.
  8. AWD
    All Wheels Drive — система полного привода. Одна из аббревиатур, применяемых для обозначения полноприводных явтомобилей.
  9. AYC
    Active Yaw Control или Система управления поворачивающим моментом. Система AYC регулирует крутящий момент, передаваемый на левую и правую задние полуоси автомобиля, изменяя поворачивающий момент автомобиля в соответствии с углом поворота колес. Результат — более безопасная езда при любом стиле вождения и различных дорожных условиях. Перераспределение крутящего момента происходит с помощью активного дифференциала, управляемого с помощью компьютера. Компьютер сопоставляет скорость вращения колес, продольное и поперечное ускорение, положение руля и педали акселератора. На основе этих данных компьютер отдает приказ активному заднему дифференциалу увеличить, либо уменьшить крутящий момент, идущий на правую и левую полуоси.
  10. AUC
    Cистема контроля загрязнения наружнего воздуха позаботится о чистоте воздуха в салоне. Система распознаёт в окружающем автомобиль воздухе наличие оксида углерода, оксидов азота, этанолы и пр., и прекращает при их повышенной концентрации поступление воздуха в салон, переключая на некоторое время автоматический кондиционер на рециркуляционный режим.AWD (All Wheel Drive) Все колёса автомобиля — ведущие.
  11. BA
    (Brake Assist)Иногда — BAS, PA или PABS Электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов, которая в случае необходимости экстренного торможения и недостаточного при этом усилия на педали тормоза самостоятельно повышает давление в тормозной магистрали, делая это во много раз быстрее, чем на то способен человек.
  12. CBC
    (Cornering Brake Control) Система, которая «подтормаживает» колеса на поворотах.
  13. CTI
    (Central Tire Inflation System) Система централизованной подкачки шин автомобиля.
  14. DBC
    (Dynamic Brake Control) Система динамического контроля за торможением. В экстремальных случаях большинство водителей не в состоянии выполнить экстренное торможение. Cила, с которой автолюбитель давит на педаль, недостаточна для эффективного торможения. Последующее нарастание усилия увеличивает тормозную мощность лишь незначительно. DBC дополняет систему динамического контроля устойчивости (DSC), в результате ее срабатывания процесс нарастания давления в приводе тормозов ускоряется, чем обеспечивается минимальный тормозной путь. Работа системы основывается на обработке информации о скорости нарастания давления и усилии на педали тормоза.
  15. DSC
    (Dynamic Stability Control) Система динамического контроля устойчивости (DSC) обеспечивает высочайший уровень устойчивости движения. Она объединяет в себе преимущества всех прежних систем, как например АБС и ASC+T. и позволяет распознать склонность автомобиля к заносу уже в самой ранней стадии. За несколько миллисекунд производится стабилизация положения автомобиля в результате вмешательства в работу системы управления двигателем, а при необходимости — путем автоматического подтормаживания отдельных колес. Система, правда, не может отменить действие законов физики. Поэтому выбор стиля вождения по-прежнему остается на совести водителя.
  16. EBD
    (Electronic Brake Distribution) В немецком варианте — EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung) Электронная система распределения тормозных сил. Обеспечивает наиболее оптимальное тормозное усилие на осях, изменяя его в зависимости от конкретных дорожных условий (скорость, характер покрытия, загрузка автомобиля и т.п.). Главным образом, для предотвращения блокировки колес задней оси. Эффект особенно заметен на автомобилях с задним приводом. Основное назначение данного узла — распределение тормозных сил в момент начала торможения автомобиля, когда, согласно законам физики, под действием сил инерции происходит частичное перераспределение нагрузки между колесами передней и задней оси. Принцип действия Основная нагрузка при торможении с движения передним ходом ложится на колеса передней оси, на которых может быть реализован больший тормозной момент, в то время как колеса задней оси, напротив, разгружаются, и, при приложении к ним большого тормозного момента, могут заблокироваться. Во избежание этого EBD, обработав данные, получаемые от датчиков АБС и датчика, определяющего положение педали тормоза, воздействует на тормозную систему и перераспределяет тормозные силы на колесах пропорционально действующим на них нагрузкам. EBD вступает в действие до начала работы АБС или при несрабатывании АБС из-за ее неисправности.
  17. ECM
    (Electronic Control Module) Модуль электронного контроля. Микрокомпьютер задаёт продолжительность впрыска и количество впрыскиваемого топлива для каждого цилиндра. Cпособствует получению от двигателя оптимальной мощности и крутящего момента в соответствии с заложенной в него программой.
  18. ECS
    Электронная система управления жёсткостью амортизаторов.
  19. ECT
    (Electronically Controlled Transmission) Электронная система управления переключениями передач в автоматических КПП последнего поколения. Учитывает скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки и температуру двигателя. Обеспечивает мягкое переключение передач, значительно увеличивает ресурс двигателя и трансмиссии. Позволяет установить несколько алгоритмов переключения передач, например, «зимний», «экономичный» и «спортивный».
  20. ECU
    (Electronic Control Unit) Блок электронного управления работой двигателя.
  21. EDC
    (Electronic Damper Control) Электронная система регулирования жесткости амортизаторов. Иначе ее можно назвать системой, заботящейся о комфорте. «Электроника» сопоставляет параметры загрузки, скорости автомобиля и оценивает состояние дорожного полотна. При движении по хорошим трассам EDC «приказывает» амортизаторам стать мягче, а при поворотах на высокой скорости и проезде волнообразных участков добавляет им жесткости и обеспечивает максимальное сцепление с дорогой.
  22. EGR
    (Exhaust Gas Recirculation) Система рециркуляции отработавших газов.
  23. EON
    (Enhanced Other Network) Встроенная навигационная система. В России пока не работает, однако в Европе преимущество EON уже оценено по достоинству. Информация о пробках на дорогах, строительных работах, маршрутах объезда со спутника поступает в бортовой компьютер вашего автомобиля. Электронный мозг машины тут же дает водителю подсказку, какой дорогой пользоваться, а с какой лучше свернуть.
  24. FWD
    (Front Wheel Drive) Передние ведущие колёса автомобиля.
  25. M/T
    (Manual Transmission) РКПП, Ручная Коробка Переключения Передач.
  26. OBD
    (On Board Diagnostic) Система бортовой диагностики автомобиля.
  27. RDC
    (Reifen Druck Control) Система контроля за давлением воздуха в шинах. Система RDC контролирует давление и температуру воздуха в шинах автомобиля как во время движения с любой скоростью, так и на неподвижно стоящем автомобиле. Система сообщает о падении давления в одной или нескольких шинах. Благодаря RDC удается избежать преждевременного износа и разрывов шин.
  28. RWD
    (Rear Wheel Drive) Задние ведущие колёса автомобиля.
  29. SLS
    (Self-Levelizing Suspension) Система самовыравнивания подвески. Особая конструкция амортизаторов и/или пневморессор. Может обеспечивать стабильность положения кузова в продольной оси относительно горизонтали при быстром движении по неровным дорогам и/или при полной загрузке.
  30. SRS
    (Supplementary Restraint System) Подушки безопасности, они же эйрбэги (airbag), фронтальные и боковые. Последние иногда относят к системе защиты от боковых ударов SIPS, куда наряду с ними входят специальные балки в дверях и поперечные усилители кузова. Новые аббревиатуры — WHIPS (запатентовано Volvo) и IC, что, соответственно, расшифровывается как система защиты от «плетевого» удара — особая конструкция спинки сиденья с активными подголовниками и «надувная штора» — подушка безопасности, разворачивающаяся сбоку в зоне головы.
  31. VDC
    (Vehicle Dynamic Control) Система стабилизации курсовой устойчивости.
  32. АККУМУЛЯТОР
    Устройство для накопления энергии с целью ее последующего использования. Электрический А. преобразует электрическую энергию в химическую и по мере надобности обеспечивает обратное преобразование; используют как автономный источник электроэнергии (напр., на транспорте).
  33. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
    Группа однотипных электрических аккумуляторов, соединенных электрически и конструктивно для получения необходимых значений тока и напряжения.
  34. АКСЕЛЕРАТОР
    Регулятор количества горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Предназначен для изменения частоты вращения вала двигателя (скорости движения транспортной машины).
  35. АМОРТИЗАТОР
    Устройство для смягчения ударов в машинах (автомобиль, самолет и др.) и сооружениях, для защиты от сотрясений и ударных нагрузок. В А. используют пружины, торсионы, резиновые элементы, а также жидкости и газы.
  36. АРЕОМЕТР
    Прибор для измерения плотности жидкостей и твердых тел. Действие А. основано на законе Архимеда. В автомобильной технике применяется для измерения плотности электролита в аккумуляторе.
  37. БАМПЕР
    Энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай легкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади); разновидность буфера.
  38. БАШМАК
    Нижняя часть опорной колонны для равномерного распределения давления на основание.
  39. БУФЕР
    Приспособление для смягчения ударов на транспортных средствах (локомотивах, вагонах и др.). Автомобильный Б. называется бампером.
  40. ВАЛ
    Деталь машины, передающая крутящий момент и поддерживающая вращающиеся детали. Различают В. прямые (гладкие и ступенчатые), коленчатые, В. -шестерни и т. д., а также гибкие В. и торсионы (передают только крутящий момент).
  41. ВКЛАДЫШ
    Сменная деталь (втулка и т. п.) подшипников скольжения, непосредственно взаимодействующая с цапфой вала или вращающейся оси. Изготовляется из антифрикционного материала.
  42. ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР
    Служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, используемого в двигателях.
  43. ВТУЛКА
    Деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы, имеющая осевое отверстие, в которое входит другая деталь. В зависимости от назначения применяют В. подшипниковые, закрепительные, переходные и др.
  44. ГЕНЕРАТОР
    Устройство, аппарат, машина, производящие какой- либо продукт (напр., ацетиленовый Г., парогенератор), вырабатывающие электрическую энергию (напр., электромашинный, магнитогидродинамический, термоэмиссионный Г.) либо создающие электрические, электромагнитные, световые или звуковые сигналы колебания, импульсы (напр., ламповый, магнетронный, квантовый, ультразвуковой Г.).
  45. ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
    Зубчатый механизм трансмиссии автомобилей и других самоходных машин, служащий для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к ведущим колесам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия.
  46. ГУР
    (Гидроусилитель Руля) Система, состоящая из насоса и шлангов, облегчающих поворот руля. Особенно помогает ГУР при повороте колес на неподвижном автомобиле и с низкопрофильной резиной, т.к. в этом случае «пятно контакта» резины с дорогой максимально, а качения нет. Из минусов ГУРа можно отметить то, что при быстром вращении рулевого колеса насос может не успевать перекачивать жидкость и перегреться, что приведет к сопротивлению во вращении. К счастью, на современных автомобилях это маловероятно.
  47. ДВИГАТЕЛЬ
    Является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. У большинства автомобилей двигатель расположен впереди.
  48. ДЕТОНАЦИЯ
    Наблюдается в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей, являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация перекисей в смеси, то происходит Д., характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то время как при Д. — со скоростью 1500—2500 м/сек. Д. проявляется в металлических «стуках», дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведёт к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.
  49. ДИАФРАГМА
    Пластина (перегородка) с отверстием (или без него). Устанавливается, напр., в трубопроводах для замера расхода жидкости или газа; в гидротехнических сооружениях для придания жесткости подвижной части гидротехнического затвора.
  50. ДИНАМОМЕТРИЧЕСКИЙ КЛЮЧ
    Используют при сборке ответственных винтовых соединений (приборов, двигателей, и др.). Такие ключи имеют указатель значения крутящего момента.
  51. ДИФФЕРЕНЦИАЛ
    Название дифференциального механизма в приводе ведущих колес автомобиля, трактора или других колесных машин. Д. обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути. Наиболее распространен Д. с коническими зубчатыми колесами.
  52. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
    Механизм, в котором результирующее перемещение равно сумме или разности исходных перемещений (напр. зубчатые механизмы в транспортных машинах, обеспечивающие вращение ведущих колес с различными скоростями на поворотах). Д. м. в приборах, металлорежущих станках обеспечивают малые точные перемещения или большие силы.
  53. ДОМКРАТ
    Механизм для подъёма тяжёлых штучных грузов при выполнении ремонтных, монтажных или погрузочно-разгрузочных работ. Для Д. характерны малые габариты, небольшая масса (обычно не превышает 1% грузоподъёмности).
  54. ЖИКЛЕР
    Калиброванное отверстие для дозирования подачи жидкого топлива или воздуха. В технической литературе Ж. называют детали карбюратора (пробки, форсунки) с калиброванными отверстиями. По выполняемым функциям и в зависимости от того, в какой системе карбюратора он установлен, различают Ж. топливный, воздушный, главный, компенсационный, холостого хода и др. Ж. оценивают их пропускной способностью (производительностью), т. е. количеством жидкости (обычно воды), которое может пройти через калиброванное отверстие в единицу времени; пропускная способность Ж. выражается в см3/мин.
  55. ЗАДНИЙ МОСТ
    Комплекс узлов самоходных машин (напр., автомобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от карданного вала или коробки передач и вертикальную нагрузку от кузова (рамы), а от движителя окружные и боковые усилия на кузов (раму).
  56. ЗАЖИГАНИЕ
    В двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС.
  57. КАРБЮРАТОР
    Прибор для приготовления горючей смеси из легкого жидкого топлива и воздуха для питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Топливо в К. распыливается, перемешивается с воздухом, после чего подается в цилиндры
  58. КАРБЮРАТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
    Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), в котором горючая смесь приготовляется карбюратором вне камеры сгорания (отсюда другое название двигатель с внешним смесеобразованием) и воспламеняется в камере сгорания свечой зажигания. Применяются на автомобилях, мотоциклах, катерах и т. д.
  59. КАРДАННЫЙ МЕХАНИЗМ
    (Назван по имени Дж. Кардано), шарнирный механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом благодаря подвижному соединению звеньев (жесткий К. м.) или упругим свойствам специальных элементов (упругий К. м.). Последовательное соединение двух К. м. называется карданной передачей.
  60. КАРТЕР
    Неподвижная деталь машин или механизмов (двигателя, редуктора и др.) обычно коробчатого сечения для опоры рабочих деталей и защиты их от загрязнений. Нижняя часть К. (поддон) — резервуар для смазочного масла.
  61. КЛАПАН
    В технике деталь или устройство для управления расходом газа или жидкости изменением площади проходного сечения (напр., дроссельные, предохранительные, регулировочные К.) .
  62. КЛЕММА
    Устройство для присоединения проводов к машине, прибору, аппарату; винтовой зажим.
  63. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
    Состоящий из одного или нескольких колен и нескольких соосных коренных шеек, опирающихся на подшипники. Каждое колено К. в. имеет две щеки и одну шейку для присоединения шатуна. Оси шатунных шеек смещены относительно оси вращения К. в… Для уравновешивания К. в. при работе щёки часто имеют противовесы. К. в. — вращающееся звено кривошипного механизма; применяется в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, кузнечно-прессовых машинах и тому подобное. В поршневых машинах число колен К. в. обычно равно числу цилиндров; расположение колен зависит от рабочего цикла, условий уравновешивания машин и расположения цилиндров. К. в. изготовляют из углеродистых и легированных сталей или высокопрочного чугуна обычно целыми, литыми или коваными. Однако при использовании целых К. в. невозможно применение подшипников качения, поэтому иногда К. в. делают составными. По условиям технологии составными выполняют также крупные К. в. с диаметром шеек до 1 м. Наиболее просты в изготовлении К. в., у которых оси всех шатунных шеек находятся в одной плоскости.
  64. КОЛЛЕКТОР
    Название некоторых технических устройств (напр., выпускной и впускной К. двигателя внутреннего сгорания).
  65. КОММУТАТОР
    Электромеханическое, электронное или электронно- лучевое устройство (переключатель, выключатель, распределитель), обеспечивающее выбор требуемой выходной электрической цепи и соединения с ней входной цепи. Выбор производится вручную либо автоматически. Простейшие электромеханические К. — рубильники, наборы электромагнитных реле, электромеханические искатели. К. входит в более сложные устройства, напр. телефонную станцию.
  66. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
    Многозвенный механизм, в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных, напр., в отдельном корпусе (коробке). Применяется в силовых передачах транспортных машин.
  67. КРИВОШИП
    Звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа), смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
  68. КРОНШТЕЙН
    Консольная опорная деталь (конструкция) для крепления других деталей или узлов машин (сооружений) к стене, стойке (колонне) и т. п.
  69. ЛЮФТ
    Зазор между частями машины, какого-либо устройства.
  70. МАНОМЕТР
    Прибор для измерений давления жидкостей и газов.
  71. МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР
    Устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. М. ф. устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания. Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие. В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью. Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000—6000 об/мин. Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник (напр., картер двигателя).
  72. МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ
    Можно определить непосредственно в кгс·см с помощью динамометрического ключа с диапазоном измерения до 147 Н·см (15 кгс·см).
  73. ОСЬ
    Деталь машин и механизмов для поддержания вращающихся частей, не передающая полезного крутящего момента; бывают вращающиеся и неподвижные.
  74. ПАЛЕЦ
    Звено кривошипного механизма в виде шипа, смещенного относительно оси вращения. П. шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
  75. ПЕРЕДАТОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ
    Отношение угловых скоростей звеньев механизма (ведущего и ведомого). П. о. ряда последовательно соединенных передач равно произведению их П. о.
  76. ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
    Зубчатая передача, имеющая колеса с перемещающимися геометрическими осями (сателлиты), которые обкатываются вокруг центрального колеса. Имеет малые габариты и массу. Используется в грузоподъемных машинах, станках, счетно- решающих устройствах и т. д.
  77. ПОДВЕСКА
    Транспортных машин, система механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж) с корпусом машины, предназначенная для снижения динамических нагрузок и обеспечения равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая также для повышения тяговых качеств машины. Автомобильная П. по конструкции бывает зависимой и независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В независимой П. имеется специальный направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого упругого элемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом. Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоятельные вертикальные перемещения. П. может быть рессорной, пружинной, торсионной, пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой П. грузовых автомобилей, а также в задней П. некоторых легковых. Упругие элементы в виде пружин и торсионов используются в независимой передней П. легковых автомобилей.
  78. ПОДШИПНИК
    Опора для цапфы вала или вращающейся оси. Различают П. качения (внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены тела качения шарики или ролики) и скольжения (напр., втулка-вкладыш, вставленная в корпус машины).
  79. ПОЛУОСЬ
    Вал ведущего моста транспортных, сельскохозяйственных и других машин, передающий вращение от дифференциала на ведущее колесо.
  80. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ
    Простейшее устройство для защиты электрических цепей и потребителей электрической энергии от перегрузок и токов короткого замыкания. П. состоит из одной или нескольких плавких вставок, изолирующего корпуса и выводов для присоединения плавкой вставки к электрической цепи. Некоторые П. наполняют кварцевым песком для лучшего охлаждения плавкой вставки и гашения дуги; иногда П. имеют индикаторы срабатывания. Плоские вставки имеют зауженные участки, которые расплавляются в первую очередь. П. включается последовательно в электрическую цепь и при расплавлении вставки размыкает её.
  81. ПРОТЕКТОР
    Толстый слой резины на наружной части пневматической шины с канавками и выступами, увеличивающими сцепление шины с поверхностью дороги.
  82. РАБОЧИЙ ОБЪЁМ ДВИГАТЕЛЯ
    Объем, образуемый в цилиндре (или цилиндрах) двигателя между крайними верхним и нижним положениями поршня или поршней. Этот объем выражается в кубических сантиметрах, и при его расчете число «пи» принимается равным 3,1416.
  83. РАДИАТОР
    Двигателей внутреннего сгорания, устройство для отвода тепла от жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Р. состоит из сердцевины (охлаждающей части), верхней и нижней коробок (бачков) с патрубками. Трубчато-пластинчатую сердцевину выполняют в виде нескольких рядов латунных трубок овальной формы, расположенных в шахматном порядке; к трубкам припаяны ребра охлаждения; трубчато-ленточную сердцевину составляют из одного ряда плоских латунных трубок с припаянными к ним пластинами. В верхней коробке находится заливная горловина с герметически закрывающейся пробкой, имеющей впускной и выпускной клапаны. В нижней коробке расположен кран для слива охлаждающей жидкости.
  84. РАЗВАЛ КОЛЕС
    Наклон управляемых колес автомобиля наружу на угол до 2° от вертикали для компенсации отклонения колес внутрь при устранении зазоров во втулках шкворней и подшипниках ступиц. Р. к. облегчает их поворот и разгружает внешние подшипники колес.
  85. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ
    Прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
  86. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ
    Имеет кулачки, которые при вращении вала взаимодействуют с толкателями и обеспечивают выполнение машиной (двигателем) операций (процессов) по заданному циклу.
  87. РЕДУКТОР
    Зубчатая (в т. ч. червячная) или гидравлическая передача, предназначенная для изменения угловых скоростей и вращающих моментов.
  88. РЕЛЕ
    Устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении состояния релейного элемента. Различают Р. тепловые, механические, электрические, оптические, акустические. Р. используются в системах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации и т. д.
  89. САЛЬНИК
    Сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями; осуществляется манжетами, воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные, резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления (также называемые обычно С.) крышек, корпусов и т. п. деталей.
  90. СТУПИЦА
    Центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.
  91. СЦЕПЛЕНИЕ
    Сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых дисков различают одно- , двух- и многодисковые С. Устанавливаемые в автомобилях С. обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами. Для обеспечения мягкости включения С. и уменьшения крутильных колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п.
  92. ТАХОМЕТР
    Прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
  93. ТЕРМОСТАТ
    Прибор для поддержания постоянства температуры. В интервале температур от -60 до 500 °С применяют жидкостные Т. (теплоизолированные сосуды с жидкостью, в которой находятся нагреватель и терморегулятор): спиртовой (от -60 до +10 °С), водяной (10-95 °С), масляный (100-300 °С), солевой (300-500 °С); в области от 300 до 1200 °С электрической печи.
  94. ТРАМБЛЕР
    Прерыватель-распределитель зажигания, прибор системы зажигания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенный для подачи электрического тока высокого напряжения к свечам зажигания.
  95. ТРАНСМИССИЯ
    Устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Т. называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.
  96. ТЯГА
    Часть машины или сооружения, подверженные растягивающим нагрузкам. Обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также уголкового, таврового или другого профиля.
  97. ФЛАНЕЦ
    Соединительная часть труб, резервуаров, валов и др., выполняемая, как правило, заодно с основной деталью; обычно плоское кольцо или диск с отверстиями под болты или шпильки. Обеспечивает герметичность или (и) прочность соединения.
  98. ЦАПФА
    Опорная часть оси или вала. Ц. на конце называют шипом, а в середине — шейкой.
  99. ШАРНИР
    Подвижное соединение деталей, конструкций, допускающее вращение только вокруг общей оси или точки.
  100. ШАССИ
    Шасси автомобиля это совокупность механизмов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам, для передвижения автомобиля и управления им.
  101. ШЕСТЕРНЯ
    Меньшее колесо сопряженной пары зубчатых колес.
  102. ШИНА
    Пневматическая, резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные Ш.
  103. ШТИФТ
    Цилиндрический или конический стержень для неподвижного соединения деталей, часто в строго определённом положении, а также для передачи относительно небольших нагрузок. Для постановки Ш. детали соединяются и закрепляются. Затем в них просверливается и развёртывается отверстие, куда и вставляется Ш. Конический Ш., в отличие от цилиндрического, может использоваться многократно без уменьшения точности расположения деталей.
  104. ШТОК
    Обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединения поршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе.
  105. ШТУЦЕР
    Деталь трубопровода или его соединительного узла, представляющая собой втулку, один из концов которой имеет внутреннюю или на
    (Front Wheel Drive) Передние ведущие колёса автомобиля.ружную резьбу для крепления к различным ёмкостям или /liт
    рубопроводам. Форма другого конца Ш. зависит от способа присоединения к последующим деталям. Ш. называют также отрезок трубы небольшого диаметра (10-20 мм) для выпуска.
  106. ЭКОНОМАЙЗЕР
    Приспособление в карбюраторе для обогащения горючей смеси при полном открытии дроссельной заслонки или положениях, близких к этому.
  107. ЭЛЕКТРОННЫЙ КОДОВЫЙ КЛЮЧ
    это чип, в котором при изготовлении записан уникальный код, достаточно длинный для того, чтобы сделать невозможным его подбор за разумное время.
  108. ЭБУ
    электронный блок управления.
  109.  ЮЗ явление, при котором колеса автомобиля не вращаются, несмотря на ее движение, например при резком торможении (особенно на мокрой, скользкой дороге).

3 комментария

  1. аня
    20 февраля, 2013 @ 14:25

    Вот! То что мне было нужно! Полезно было почитать особенно для таких как я:) Вот меня еще один вопрос давно терзает что такое плунжер? для чего он служит? Может кто подскажет не знающей брюнетки:)

    Reply

  2. admin
    20 февраля, 2013 @ 21:42

    ПЛУНЖЕР — (англ. plunger от plunge нырять), поршень, имеющий длину, значительно превышающую диаметр; деталь плунжерных насосов, золотников, гидравлических цилиндров и т. п 🙂 а у меня тоже вопрос, Анна, для чего Вам это? 🙂

    Reply

  3. ablmtuebi
    18 января, 2020 @ 02:41

    ничего такого

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Top